A
A
A

Важность развития творческих способностей для дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства подтверждена тем, что во ФГОС дошкольного образования оно входит в две образовательные области: «Художественно – эстетического развитие» и «Социально – коммуникативное развитие»

Эмоциональный язык искусства – самый легкий, верный и доступный мостик от души народа к душе ребенка. Вот почему в отечественной педагогике с давних времен (К.Д.Ушинский, Е.А. Флерина, А.П.Усова, Н.П. Сакулина, Б.М.Немецкий, Т.Я.Шпикалова и др.) проповедуются главный принцип: воспитывать детей на искусстве близком, родном искусстве того края, где живет человек. Ознакомление с искусством не только позволит воспитать человека и развить изобразительную деятельность, но и развить творчество.

Наблюдения показывают, что некоторых наших детей отличает неумение отойти от образа, воспринимаемого в начале организованной деятельности и  не желание творить, т.е. добавлять что-то свое  новое, необычное, а это и есть недостаток творческих проявлений.

Изучая развитие творческих способностей  в изобразительной деятельности в начале года  мы провели следующие виды обследования:

  • обследование по методике Г.Г.Григорьевой для выявления способностей к самостоятельному созданию и реализации замысла.
  • обследование уровня интеллектуально-эстетического развития по методике Т.С.Комарова, Т.А. Ратановой.

Анализ результатов обследований показал, что тематика детских работ отличается стереотипностью, стандартностью, однообразием. Причем в некоторых работах видна оригинальность, что предполагает развитие творческого воображения, но недостаточно качество, техника выполнения изображения.

Количественные результаты обследования представлены на экране.

Задачами работы стали:

- обогащение представлений детей  об окружающем мире;

- развитие замысла и технических умений у детей;

- ознакомление детей  с нетрадиционными  изобразительными    материалами  и   техниками  работы с ними.

Проводимая нами система работы включала в себе три основных этапа:

I этап: Накопление непосредственных впечатлений.

II этап: «Овладение техникой и развитие изобразительных умений и навыков детей в изобразительной деятельности».

III этап: «Творческий»

На первом этапе с детьми проводились экскурсии, тематические занятия, беседы о предметах народного быта, народных промыслах, Занятия по темам: встреча сретенья, масленица и т.д. На занятии по музыкальному развитию разучивались русские – народные, хороводные игры, песни; дети слушали русские – народные мелодии, особенно понравилась детям пляска «Веселый каблучок» и задорная «Кадриль». Дети показывали родителям и младшим детям драматизацию русской – народной сказки «Теремок». Для детей организовывались выставки предметов декоративно-прикладного искусства, рассматривание различных предметов той или иной видов росписи, составлялись совместно с помощью родителей альбомы по различным видам декоративно-прикладного искусства.

Параллельно с этим проводилась работа по обогащению развивающей предметно-пространственной образовательной  среды разнообразными предметами народного промысла и различными изобразительными материалами для воплощения собственного творческого замысла.

Для этого было сделано следующее:

- пополнили предметно – развивающую среду изостудии и мини-центров групп художественно – эстетического развития предметами декоративно-прикладного искусства;

- обогатили развивающую предметно – пространственную среду разнообразными изобразительными  материалами: цветной и бархатной бумагой, клеем, гуашевыми и акварельными красками, тушью, свечами, пластилином, соленым тестом, глиной, манкой, восковыми мелками, пастелью, тычками, трафаретами.;  дидактическими  играми: «Собери узор», « Отгадай, какая роспись», «Продолжи узор», «Мозаика». Причем некоторые игры: «Продолжи узор», «Мозаика» дети делали сами для себя.

- Создали альбомы и наглядный материал (репродукции изделий по различным видам декоративно-прикладного искусства).

Мы старались, чтобы каждый ребенок мог реализовать свою потребность в свободных действиях с изобразительным материалом, приобрести свой опыт, свое представление об этих материалах. Создавая условия для творческого манипулирования с материалом, предлагали, как знакомый им материал: гуашь, акварель, восковые мелки, пластилин, так и менее знакомый: соленое тесто, тушь, пастель, уголь, бархатная бумага, печати из овощей, поролона, ватные палочки. Побуждали к действию с различными материалами и их комбинациями, а также знакомили с новыми необычными техниками: пальчиковый рисунок, печатанье трафаретами и руками (ладонью, боком, сгибом, кулачком), пластилинография и т.д.  Ксюша хотела попробовать все и сразу. Но так как не знала, как пользоваться пастелью, быстро охладела к этому материалу. При работе с тушью первая  «открыла» способ выдувания причудливых форм из лужицы. Элине и Вике понравилась пальцеграфия, печатанье лошадками. Девочки придумали много интересных образов: рыбки, осьминог, петушок, медведь, бабочка, птички и так далее. Было видно, что дети манипулируют материалами с интересом. Очень радовались полученным результатам.

Со временем у детей появился интерес к русскому народному творчеству к Нижегородскому краю, его песням, сказкам. Был проведен цикл занятий по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством, включенные в занятия по социальному миру.

  1. Дети накопили яркие эмоциональные впечатления;
  2. Познакомились с нетрадиционными материалами, стали их использовать в свободной деятельности.

Эти достижения, позволили перейти ко II этапу.

II этап: «Овладение техникой и развитие изобразительных умений и навыков детей в изобразительной деятельности».

Данный этап способствовал формированию изобразительных умений и

навыков в соответствии с особенностями разных видов декоративно-прикладного искусства, формированию умения самостоятельно и творчески использовать их в свободной, самостоятельной деятельности.

Данный этап включал в себя серию занятий, которые были объединены  единой тематикой. В организованной, мотивированной деятельности дети закрепляли знания, полученные на этапе ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства, и учились новыми способами работы с изобразительными материалами, с которыми дети познакомились и пробовали с ними действовать в развивающей предметно-пространственной  среде группы. Полученные умения побудили детей самостоятельно применять полученные навыки.

Для рисования важно предлагать детям различные способы и материалы. Например, рисование мелом на доске позволяет ребенку исправить или заменить линию, штрих на новый.

Следующий этап – сюжетное рисование, его можно ввести, как игру «Рисуночное письмо». Ребенок или взрослый (кому обращено письмо) должен угадать какую роспись  или узор задумал автор. Рисунки могут быть схематичными и обобщенными.

III этап: «Творческий»

Данный этап включал в себя занятия, в процессе которых дети имеют

возможность творчески решать постановленные изобразительные задачи. Занятия проводились в игровой форме и содержали в себе проблемные ситуации, решение которых завесило от самостоятельных творческих действий детей.

Мы предлагаем детям отправиться в сказочные путешествия, в которых возникала необходимость стать мастерами, художниками, прийти на помощь попавшим в беду или сделать подарок. Например, царь Берендей прислал детям посылку с необычными силуэтами посуды, а то не царское это дело на обычной посуде есть. Причем к такому выводу пришли сами дети,  увидев в предложенном – силуэты посуды и вспомнив различные виды росписи и способы их рисования. Стали дети мастерами и выбрали понравившийся силуэт, материал и замысливали свой неповторимый узор. Особенно эффективны для развития инициативы, активности и самостоятельности, занятия, на которых дети сами придумывают содержание своих работ. Например: в проблемной ситуации, когда мастеров русских похитили злые силы не осталось на Руси радости, ярких красок, все кругом застелил серый мрак дети предложили не поддаваться унынию, а завести веселые хороводы, песни, заклички, а  Настя предложила разукрасить все вокруг яркими красками, что бы вернулась в мир радость и красота. Каждый становился мастером понравившегося ему больше всего вида декоративно-прикладного искусства:  городец, дымка. Активность детей достигается и путем их привлечения к анализу выполненных работ. Причем, вопросы педагогов направляют малышей не на сравнения рисунков, а на поиски наиболее выразительных средств изображения.

Дети самостоятельно пришли к выводу, что пластилин придает изделию объемность, гуашь – яркость, фломастеры – четкость линий, различные тычки и печатки упрощают рисование округлых форм.

Иногда дети на одном занятии не заканчивали работу, тогда мы предлагали им подумать дома, что еще и как поможет улучшить их замысел.

Педагоги отмечали увеличение интереса к декоративному рисованию, причем дети в свободной деятельности использовали нестандартный материал. Ежемесячно устраивались индивидуальные выставки Савелия «Волшебные птицы», а работы Сабины и Ксюши украсили группу.

Окончание III этапа обусловлено не только применением разнообразных навыков в творческой деятельности, но и развитием творческих замыслов детей, умений видеть зависимость выразительного образа от способов изображения. Дети стали более самостоятельными, инициативными,  активными.

Повторная диагностика по методике Г.Г.Григорьевой показала, что количественные и качественные изменения произошли у каждого ребенка. Даже у детей высокого и среднего уровня увеличился положительный эмоциональный настрой, улучшилось техника. Дети стали использовать нестандартные материалы, научились сочетать несколько  техник и приемов рисования.

Таким образом,  результатами  проделанной работы стали

-         развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства

-         развитие способности самостоятельно создавать замысел и  реализовывать его с использованием нестандартных материалов.